Как самостоятельно натянуть спицы на велосипеде. Как править восьмерки на колесах и менять спицы Как настраивать спицы колеса велосипеда

Необходимость натянуть спицы на велосипеде возникает не часто, но если вам необходимо это сделать, воспользуйтесь нашими советами, которые помогут разобраться, как натянуть спицы на велосипеде.

Правильная натяжка спиц

Причинами неполадок, для устранения которых нужна натяжка спиц, могут быть следующие проблемы:

  • изменение формы обода (появление восьмерки);
  • ослабление натяжения спиц колеса.

Как подтянуть спицы на велосипеде правильно?

Натяжка спиц в домашних условиях работа не простая и придется потратить на эту операцию достаточное количество времени, особенно, если вы приступили к ремонту впервые. Для успешного выполнения этой задачи следует подготовить специальные инструменты, без которых натянуть спицы на велосипеде не получится. Чтобы регулировать спицы вы должны приобрести:

  • специальный ключ для регулировки;
  • приспособление, позволяющее осуществлять балансировку;
  • набор ключей для демонтажа колеса;
  • отвертки.

Детали для натяжки

Последовательность выполнения работ

Изначально следует демонтировать колесо и установить его в специальном устройстве, которое позволяет произвести его балансировку. Если вы не смогли разыскать такое устройство, просто переверните велосипед и установите его на руль и сидение, не снимая колеса. Чтобы проверить, как выполнена натяжка спиц, производим раскачивающее движение. Таким образом, необходимо проверить все элементы, отклонение свободного хода не должно превышать 2 мм.

Процесс натяжки

Каждую проблемную деталь следует пометить, например кусочком изоленты.

При помощи специального ключа подтягивайте ослабленные элементы до необходимого уровня, всем необходимо равное натяжение. Натягивать эти элементы конструкции на велосипеде следует на одинаковую длину, чтобы понять правильно ли вы это сделали, достаточно подсчитать количество витков резьбы, оставшееся после натяжения ниппелей.

Если вы изначально не выставите натяжку ниппелей на одинаковом уровне, получить достоверную картину искривления обода не получится.

Крепление спиц

После полной протяжки, скорее всего, проявится искривление обода в виде восьмерки, может появиться горизонтальное биение. Чтобы устранить эти проблемы применяем специальное устройство для центровки. Если устройство отсутствует, нужно при помощи мела определить границы искривления, для чего закрепляем мелок таким образом, чтобы при выполнении оборота колеса, на его ободе оставался след. Таким образом, находим пик отклонения, с которым и придется в дальнейшем работать.

При выявлении горба с правой стороны на ширине четырех спиц следует подтянуть на половину оборота две из них у левого фланца. Еще две штуки у правого фланца отдаем на половину оборота. Таким образом, мы добиваемся выравнивания обода в левую сторону. В случае если на горбе не четыре, а три спицы, первую подтягиваем на половину оборота, а две отпускаем на четверть.

Выполняя последовательно эти действия, вы сможете устранить горизонтального искривление в виде восьмерки.

Исправление восьмерки

Чтобы приступить к отладке обода и устранить вертикальное биение (эллипс), достаточно вновь применить мелок, но в этот раз ведем его от края колеса к центру, определяя в результате самое сильное отклонение. Самое сильное отклонение, определенное в результате проверки мелком, устраняем путем натяжение ниппелей там, где отверстие втулки. При нахождении в месте проблемы трех спиц, среднюю затягиваем на половину оборота, а крайние опускаем на четверть. При четном количестве деталей в центре искривления, подтягиваются на половину оборота все.

Проверка тензометром ннатяжки

С каким усилием необходимо натягивать спицы?

Окончательное выравнивание натяжения на колесе рекомендуется выполнять только после решения вопросов с искривлением обода. Нельзя допускать такого положения, когда некоторые из спиц расслаблены, а некоторые перетянуты как струна до звона.

НЕправильно собранное колесо. Спица должна прийти на другую сторону фланца.

Как было сказано выше, главным критерием правильного натяжение является отклонение элемента при ее колебании до 2 мм.

Натяжение и балансировка выполнены верно, если при усадке не слышно посторонних звуков в виде треска или скрипа.

Комфорт езды на велосипеде зависит от многих факторов. И толково собранные колеса играют в этом не последнюю роль. Ведь качественно выполненная сборка обода с центральной втулкой обеспечивает идеальную форму колёс. Настоящему велосипедисту нужно всегда быть готовым выполнить эту несложную, но требующую терпения и внимания операцию.

Виды размещения спиц в колесе

На практике применяются два вида расположения спицы – один радиальный, другой крестовой. Радиальный даёт небольшой выигрыш с позиции эстетики, но сильно отстаёт в плане механики. Такой способ можно применять только для передних колёс с расположением тормоза на ободе. Он совсем не подходит для передачи крутящего момента между втулкой и периферией колеса.

Крестовой метод сборки колёс признан самым функциональным за всю историю эксплуатации техники. Он оптимальным образом передаёт механические нагрузки, которые возникают в процессе движения.

Выбор вида размещения спиц сильно влияет на процесс комплектации колеса, особенно на начальном этапе. Ведь от этого зависит подбор спицы на велосипед, установка и регулировка.

С чего начинается сборка

Сбоку велосипедных колёс необходимо начинать с подбора всех компонентов и инструмента. При этом нужно учитывать разницу между передним и задним колёсами. Если переднее у нас является симметричным, то с задним всё гораздо сложнее.

Привод на звёздочку заставляет учитывать возможные нюансы центральной втулки. Основная сложность на этом этапе – определиться с длинной спиц, с учётом указанных особенностей переднего и заднего колёс. В итоге первого этапа у нас должны быть подобраны: обод, осевая втулка, спицы с ниппелями подходящей длины, а из инструмента – ключ для спиц и отвертка.

Спицы на велосипед: установка

При крестовом методе полезно выделить два типа спиц по направлению их установки: лидирующие и хвостовые. Лидирующие ставятся по ходу вращения, а хвостовые против. Начиная сборку надо вставить спицы с наружной стороны в отверстия правого фланца втулки через одно, причём выходить они должны со стороны зенковки. Они станут хвостовыми.

Затем на ободе находим выходную прорезь под сосок камеры. Выбираем отверстие, которое идёт по правой стороне обода, и закрепляем там первую спицу. Накручивая ниппель не забывайте пользоваться смазкой, это впоследствии облегчит протяжку и регулировку. Изначально всё наживляется на пару оборотов.

Следующая спица крепится в четвёртое отверстие по часовой стрелке. Подобным образом повторяем процедуру на всех хвостовых по правой стороне. На ободе будет занята четверть отверстий и по три свободных между ними.

Потом переходим к установке хвостовых левой стороны. Переворачиваем колесо и начинаем опять от вывода камеры. Только теперь ставим спицу в отверстие по левой стороне обода и с другой стороны от выводного. Получится расположение рядом с первой с небольшим сдвигом. Аналогично поступаем с остальными хвостовыми левой стороны. Не забываем, что они тоже вставляются во фланец снаружи.

Теперь мы подошли к монтажу лидирующих спиц:

  • Они будут вставляться изнутри фланца.
  • Каждая лидирующая будет скрещиваться с тремя хвостовыми своей стороны.
  • Первые две она пересекает снаружи, а под последнюю заводится изнутри.
  • Очередность установки лидирующих не важна, соблюдаются правила пересечений.

Второй этап закончится, когда мы получим полностью собранное колесо, а ниппеля на спицах только наживлены.

Регулировка натяжения и формы

Этот этап требует ответственного подхода, и не любит спешки. Начинается он с затягивания ниппелей на равное число оборотов. Лучше обойти обод несколько раз, увеличивая затяжку на один оборот. Для удобства регулировки лидирующие спицы в местах последнего пересечения можно слегка подогнуть.

Когда на всех спицах выберется люфт, придёт время контроля формы. Колесо не должно иметь отклонений от плоскости симметрии типа «зонта»; торцевого и бокового биения («эллипса» и «восмёрки»).

Все эти отклонения убираются путём ослабления одних и подтяжкой других спиц в соответствии с необходимой корректировкой геометрии.

По окончании всех регулировок проверяем, чтобы кончики спиц не выступали из ниппелей. В случае необходимти работаем надфилем.

Среди начинающих велосипедистов (да и не очень) бытует мнение, что правка восьмерок — это нечто, граничащее с магией, и обычному человеку заниматься этим не нужно.

Когда мой первый разваливающийся велосипед за 100 фунтов начал из-за восьмерок задевать ободом разведенные на максимум вибрейки, нужно было что-то делать.

В нашем городке как раз закрылся единственный веломагазин, и я пытался получить совет у моих умудренных ремонтами друзей, которые приобрели подобные хламные байки немногим раньше меня.

Все сходились в одном мнении: править восьмерки должен специалист, иначе «будет хуже». Что может быть хуже, когда у меня и так уже было всё очень плохо, я не понимал. Поэтому приобрел ключ для спиц, засел в интернеты и начал применять на практике прочитанные инструкции.

Самым удивительным для меня стало то, что восьмерки я выправил. С первого же раза. И я надеюсь этой статьей доказать моим читателям-начинающим велолюбителям, что это совсем не сложно. Я не хочу сказать, что стал колесным гуру. Наоборот, я не умею собирать колеса с нуля — здесь нужен опыт и чутье.

Начнем. Разумеется, у вас нет стенда для сборки колес, поэтому из инструмента понадобится только ключ для спиц и мел. Не вздумайте крутить ниппеля спиц плоскогубцами — сорвете грани.

1. Если у вас обычная восьмёрка, то есть боковое биение, то снимать покрышку незачем. Просто переворачивайте велосипед вверх ногами и садитесь рядом, процесс предстоит длительный.

2. Первым делом нужно определить степень искривления обода. Если у вас вибрейки, то все просто — сведите их на минимальное расстояние, чтобы обод лишь чуть-чуть касался колодки в наиболее выступающем месте. Прокрутив колесо, вы сразу увидите, в какую сторону повело обод .

Если тормоза дисковые, то уприте в перья что-то типа отвертки или ручки и подведите к ободу. На данном этапе мы просто смотрим, насколько сильно искривление и в какую сторону.

3. Возьмите мел , и уперев руку в перья, прислоните его с силой к самому выступающему участку обода. Медленно крутите, следя за тем, чтобы рука с мелом была неподвижной. Таким образом, получится, что в месте наибольшего искривления меловой след выражен сильнее всего, теряя силу и совсем пропадая к краям восьмерки.

4. Определите центр восьмерки , и найдите самую центральную спицу. Если обод увело вправо, то эта спица будет прикрепляться к правой стороне втулки, и наоборот.

5. Логика подсказывает, что ту сторону, в которую ушел обод, нужно ослаблять . Это правильно, но хитрость в том, что противоположную сторону нужно одновременно натягивать ровно на такое же усилие. Если этого не делать, то обод может повести в радиальном направлении, и выправить его уже будет сложнее.

6. Центральную спицу восьмерки (в нашем случае ту, которая с правой стороны втулки), ослабьте на пол-оборота. Хитрость: всегда со спицами нужно делать так: если хочешь повернуть её на пол-оборота, то поверни на три четверти и верни на четверть назад. Это нужно для того, чтобы ниппель «уселся» .

7. С каждой стороны от центральной спицы (у нас правой, так как восьмерка правая) две спицы будут левые. Натягивайте их ровно на такое же количество оборотов .

8. Двигайтесь дальше, к краям восьмерки (только не перепутайте, какие спицы вы уже трогали). Но с каждым новым «слоем» спиц уменьшайте количество оборотов . Если, например, начали с пол-оборота, то закончить можно с 1/8.

9. Теперь крутите колесо, прижимайте мел снова и смотрите что получилось. Поначалу будет не очень хорошо получаться. Если вы перестарались, то восьмерка может принять противоположное направление, также она может распасться на две маленькие восьмерки.

10. Продолжайте в том же духе , пока не отловите всё. Для дисковых тормозов можно особо не стараться: незначительные восьмерки могут влиять только на мнение эстетов. На вибрейках же нужно привести обод в идеальное состояние.

11. Когда всё-таки, спустя много времени вам удалось добиться своего, вытащите колесо из рамы, снимите эксцентрик и положите его на пол, плашмя. Упершись втулкой в пол, возьмитесь за обод двумя руками и нажимайте всем весом на колесо. Потом беритесь за другое место обода и повторяйте. Затем переверните колесо и всё сначала.

Можете услышать треск — не пугайтесь, это усаживаются спицы . После такой процедуры нужно снова проверить на предмет восьмерок, и если что-то проявилось, то снова поправить и «усадить».

После всех этих операций у вас снова будет ровное колесо, как из магазина. Не нужно ехать к веломеханику, тратить время и деньги. Постепенно вы так насобачитесь править восьмерки, что будете делать это буквально за пять минут, безо всякого мела, на глазок.

Радиальное биение (эллипс, яйцо)

Править восьмерку, называемую в народе «яйцо» несколько сложнее.

1. Первым делом, снимите покрышку , чтобы убедиться, что кривой — обод, а не резина, как это часто бывает.

2. На перевернутом велосипеде покрутите колесо, и приложив сверху какой-то предмет, заметьте мелом ту область обода, которая этот предмет приподнимает. Постарайтесь локализовать самый центр, главную спицу.

3. Теперь вам придется одновременно следить за тремя направлениями : начинать ослаблять натяжение, начиная с центральной спицы, натягивать соседние две спицы ровно на то же количество оборотов, чтобы не было восьмерки и натягивать спицы в противоположном конце колеса, чтобы исключить появление яйца в другом месте.

Это кажется очень сложным (так и есть), и здесь нужен только опыт. Нужно понимать, что ничего особо страшного вы не накрутите, и всегда можно будет всё начать сначала, ослабив, а потом равномерно натянув все спицы.

4. Точно также, как и в случае восьмерки. после выправления яйца нужно «усадить» спицы , давя на них всем весом.

Правка «Зонта»

Есть еще такое понятие — «зонт». Посмотрите, скорее всего, обод вашего колеса не находится идеально ровно посередине втулки, а смещен в одну сторону. Это и называется «зонт». Значения этого смещения зависят от типа тормозов и конструкции рамы.

Править «зонт» нужно так же, как и восьмерки — натягивать спицы одной стороны, и ослаблять на такое же усилие спицы другой. Только здесь, в отличии от правки восьмерок, усилие не должно затухать, а оставаться ровным по всей окружности .

Как поменять сломавшуюся спицу

Спицы имеют свойство ломаться, поэтому выходя в поход, пусть даже полностью асфальтовый, имеет смысл взять с собой пяток запасных. Учтите, что если спица сломалась с той стороны, с которой установлена кассета, то её придется снимать. А это значит, что у вас должен быть как минимум специальный шлицевой и разводной ключ. Хлыст, если что, можно заменить тряпкой.

1. Чтобы поменять спицу, придется снимать покрышку . Снимите также ободную ленту (которая служит предохранением камеры от отверстий для спиц в ободе). Вытащите ломанную спицу вверх.

2. Просуньте в спицевое отверстие втулки новую спицу . Чтобы дотянуть её до отверстия в ободе, вам придется основательно её погнуть — без паники, это же по сути проволока, опять прямой она станет под натяжением.

3. Изучите рисунок спицовки, ваша новая должна встать точно так же — повторить тот же алгоритм , что и на других спицах.

4. Сверху вставьте ниппель, вкрутите его в резьбу спицы, натяните. Если сломано несколько, то проведите аналогичную работу.

5. Выровняйте восьмерки и «усадите» спицы .

Если спицы постоянно вылетают, да еще и с одной стороны, то дело здесь может быть (кроме перегруза) в том, что какие-то спицы сильно перетянуты и принимают на себя больше нагрузки.

Нужен тензометр , прибор, который мерит натяжение спиц, он есть в любой веломастерской. Если вы в полевых условиях, то отпустите все спицы, и начинайте их равномерно (на ощупь) натягивать.

Бывает так, что обод очень кривой, и чтобы выправить восьмерку, приходится сильно натягивать спицы одной стороны — они-то и вылетают при превышении некоторого порога нагрузки. Тогда лучше смирится с некоторой восьмеркой.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

С ломалась спица? Наше видео-руководство сделает её замену очень простым делом. Велосипед трясётся и разбивается на тропинках и неровных дорогах и самой частой проблемой бывает ослабшая или сломанная спица.

И если разболтавшуюся спицу достаточно просто подтянуть, то погнутую или сломанную надо срочно менять.

К счастью, замена спицы так же проста, как и дешева, а с помощью видео-руководства вы снова мигом помчитесь по дороге.

Как заменить спицу на велосипеде - видео

Инструменты для работы

  • Ключ для спиц;
  • Шинные лопатки;
  • Плоская отвёртка;
  • Возможно, понадобится съёмник стопорного кольца или короткий кусок цепи с рукояткой для снятия блока звёздочек, в зависимости от места разлома спицы;
  • Запасная спица.

Как заменить спицу?

1. Сломавшаяся спица вряд-ли выскочит из колеса, так что нужно закрепить её или удалить, чтобы добраться до дома . Можно накрутить её на соседнюю спицу или примотать к ней изоляционной лентой, а если под рукой есть инструмент – просто откусить.

Если сломалась спица на заднем, ведущем колесе, то в большинстве случаев придётся снимать блок звёздочек, чтобы добраться к проушинам ступицы.

Вероятно, придётся снимать тормозной диск и для этого понадобятся специальные ключи torx (звёздочки), вместо обычных шестигранников. Будьте осторожны при удалении этих болтов и когда будете устанавливать их обратно, не забудьте воспользоваться специальной резьбовой смазкой Threadlock или антиприхваточной смесью, чтобы избежать застревания болтов.

2. Выпустите воздух из шины и выньте камеру, если не пользуетесь бескамерной покрышкой. Поднимите ленту обода и выньте соединительную гайку и обломок спицы из колеса. Извлеките оставшуюся часть спицы из соответствующей проушины на ступице.

3. Теперь нужно вставить новую спицу. При "трёхкрестовой" спицовке колеса надо провести спицу поверх первых двух и снизу третьей ближайшей спицы. В качестве альтернативы у колёс могут быть "двухкрестовая" или "прямонатянутая" конфигурация спицовки, так что устанавливайте спицу по образцу соседних.

4. Теперь необходимо установить соединительную гайку . Для облегчения этой задачи вставьте спицу в отверстие обода и накрутите гайку. Потяните спицу и придерживайте гайку отвёрткой пока не натянете спицу полностью.

5. Вращайте гайку при помощи ключа для спиц до полного натяжения спицы . Помните, что вращать нужно против часовой стрелки, если смотреть со стороны обода.

После установки новой спицы хорошей идеей будет отправка колеса в регулировочный станок, так как обрыв спиц часто вызван именно неправильной регулировкой. Если нет желания проводить регулировочный процесс полностью, вы можете получить приблизительное представление о правильной натяжке, сжав пальцами соседние пары спиц.

Возникновение восьмерки – проблема, с которой сталкивался любой велосипедист. Более того, восьмерки на колесах будут появляться регулярно, и так часто, насколько активно вы эксплуатируете свой велосипед.

Небольшие восьмерки, как правило, не создают серьезных проблем при езде, и можно спокойно кататься достаточно продолжительное время без регулировки. Значительные отклонения делают езду на велосипеде небезопасной, и их следует устранять. Регулировка колеса процедура несложная, и выполнить ее можно собственными силами . О том как исправить восьмерку на колесе велосипеда и какой инструмент для этого понадобится рассмотрим в этой статье.

Причины появления восьмерки

Деформация колеса – естественный и неизбежный результат эксплуатации велосипеда. При езде на велосипеде, колеса испытывают различные нагрузки в вертикальной плоскости. Даже в момент когда велосипедист сел на седло, колеса сразу же подвергаются нагрузке. Добавим к этому неровность покрытия, кочки, ямы, если вы предпочитаете езду по грунтовке – это также негативно скажется на состоянии колес.

Начинающие велосипедисты еще не умеют правильно распределять вес на велосипеде, это также увеличит нагрузки на колеса. Прохождение поворотов на скорости, резкие торможения, все это способствует возникновению восьмерок на велосипеде. Чем чаще эксплуатируется велосипед, тем быстрее возникнет необходимость регулировки его колес. Даже если кататься очень аккуратно, этой проблемы не удастся избежать.

Стиль езды не единственный фактор, от которого зависит, насколько долго прослужат вам колеса. Качество, материал и технология изготовления обода колеса может значительно понизить вероятность возникновения различных дефектов. Недорогие же модели напротив, могу иметь такие дефекты при покупке, и потребовать ремонта значительно раньше.

Инструмент необходимый для исправления восьмерки

  • Обязательно необходимо иметь спицевой ключ, с помощью которого и устраняется восьмерка, путем изменения натяжения спиц колеса
  • Маркер или мелок, которым можно будет отметить место расположения восьмерки на ободе колеса
  • Значительно упростит процедуру исправления восьмерки, и в целом достаточно полезный для велосипедиста инструмент – пластиковая монтажка для снятия покрышек с колеса

Как выпрямить колесо на велосипеде

Внимание! Перед тем как приступить к исправлению дефектов колеса, необходимо определить какого типа и в каком месте этот дефект находится.

Для этого воспользуемся мелком или маркером. На перевернутом велосипеде раскручиваем колесо, и медленно подносим к нему мелок, таким образом, получая в месте, где находится восьмерка. Мелок оставит засечки, по которым и определяются спицы, натяжение которых мы и будет изменять. Если держать мелок на весу не получается, можно воспользоваться дополнительными приспособлениями. Например, на вилке переднего колеса , с помощью скотча можно приклеить ушные палочки и проделать ту же операцию, что и с мелком.

После определения места, где проявляется восьмерка, можно начинать её исправлять:

  • Начинаем работу со спицей находящейся в центре отмеченной зоны. В зависимости от того, в какую сторону проявляет себя восьмерка, берем спицу, находящуюся на противоположной от нее стороне. Подтягиваем ее спицевым ключом на расстояние меньше, чем один оборот.
    Ослабляем две соседние спицы, находящиеся на стороне, с которой была отмечена восьмерка. Расстояние, на которое их необходимо ослабить, должно быть меньше, чем расстояние подтягивания первой спицы, например в 2 раза.
  • Продолжаем делать с остальными спицами те же действия что и с предыдущими, постепенно уменьшая расстояние подтягивания и ослабления спицевым ключом. Таким образом, получается, что наибольшей коррекции подвергается центральная часть восьмерки, которая является ее очагом.
    Опять вращаем колесо, проверяем полученный результат. Если стало хуже – возвращаем натяжение спиц в исходное положение, и выполняем те же действия, только натяжение и ослабление делаем слабее, чем в первый раз.
  • Постепенно, за несколько циклов подтяжки-ослабления восьмерка будет проявляться все менее значительно. Чтобы достичь идеального натяжения спиц придется пройтись по этим шагам не один раз, однако, как говорилось в начале статьи, небольшие восьмерки не приведут к ощутимым проблемам во время езды, поэтому людям, не страдающим перфекционизмом, рекомендуем не увлекаться этим занятием.

Устранение на колесе дефекта, известного как яйцо

Дефект яйцо появляется вследствие сильных точечных перегрузок, обычно вызванных неудачным приземлением. Колесо с таким дефектом теряет свою форму окружности, принимая эллиптические очертания, внешне напоминающее яйцо, отсюда и получило свое название.

Процесс устранения яйца на колесе начинается с определения пораженной зоны. Способ определения схож с процессом определения восьмерки. Разница в том, что мелок необходимо подносить к ободу колеса со стороны, где находится покрышка. Покрышка при этом, разумеется, должна быть снята. Инструмент здесь используется такое же, как и для того чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда.

Дефект яйцо устраняется по тому же принципу, что и восьмерка, с той лишь разницей, что при исправлении яйца, мы будем только подтягивать спицы.

Начинаем, так же как и в случае исправления восьмерки, с центральных спиц в выявленной зоне яйца, здесь подтягиваем сильнее, постепенно уменьшая расстояние, на которое поворачиваем спицевой ключ, по ходу приближения к краям зоны яйца.

Зачастую два дефекта могу присутствовать одновременно, поэтому устранив яйцо, не забываем устранить и восьмерку.

Что необходимо проверить после исправления дефектов на колесе

Важно! Отрегулировав место с дефектом, также стоит проверить и другие спицы на колесе. Недотянутые спицы могут переломиться, а перетянутые будут выпирать из обода, и могут проколоть камеру.

Болтающиеся спицы необходимо подтянуть, перетянутые ослабить. После чего необходимо повторно проверить колесо на предмет присутствия дефектов. Если же у вас остались перетянутые спицы, результат вас устраивает, а регулировать надоело, можно обточить эти спицы напильником.

При езде на велосипеде колесо велосипеда принимает на себя различные нагрузки, при этом не зависимо ездите вы аккуратно или нет на колесе со временем возникают деформации обода, - нарушается геометрия колеса. Многое зависит конечно от качества обода, на не качественном ободе восьмерка может образовываться после первых же выездов на велосипеде, поэтому при выборе следует уделять отдельно внимание на качество обода и его сборку.

Если вы хотите устранить дефект обода - восьмерку, и не имеете опыта в этом деле, то вам необходимо знать что это не очень простая операция, так как требует много терпения и времени.

Перед началом исправления восьмерки обода на велосипеде, если нет опыта я бы рекомендовал потренироваться на старом колесе. А так, принципе, в этом нет ничего сложного, нужно правильно следовать инструкции.

Чтобы исправить восьмерку на велосипедном колесе нам понадобятся такие инструменты:
  • спицевой ключ;
  • маркер или кусочек мела;
Также можно иметь станок (удобнее) для колеса. Но если его нет то достаточно просто перевернуть велосипед вверх колесами.

Этапы исправления восьмерки

Первым делом нам нужно найти на колесе на ободе мест деформации (восьмерку), для этого берем маркер или кусок мела, на перевернутом велосипеде раскручиваем колесо и приближаем потихоньку маркер к ободу, место где имеется восьмерка будет задевать маркер и оставлять на ободе след, это и будет место где находится восьмерка.

Для устранения восьмерки обода требуется согласованное подтягивание и ослабление спиц с нужных сторон, так как если это делать неправильно, на ободе могут возникнуть новые деформации, рассмотрим далее.

Рассмотрим пару вариантов устранения восьмерки колеса на велосипеде, в различных местах обода.

Первый вариант как убрать восьмерку на колесе , если имеется небольшая деформация обода, которая оказалась между двумя соседними спицами. При таком раскладе нам следует подтянуть одну спицу к примеру на 1/3 оборота, также ослабить соседнюю спицу на столько же 1/3 оборота спицевого ключа.

Второй вариант может быть если восьмерка напротив какой-нибудь спицы. В таком случае, нам необходимо подтянуть эту спицу, например на 1/4 оборота, при этом необходимо ослабить соседние спицы уже на 1/8 оборота.

Еще рассмотрим вариант, как выправить восьмерку на колесе , если восьмерка колеса затронула несколько соседних спиц. При такой деформации необходимо те спицы, которые находятся ближе к центру восьмерки подтянуть или ослабить сильнее чем те, которые находятся краям.

Исправляем восьмерку на колесе по видео инструкции

После каждого проделанного шага необходимо раскрутить колесо и посмотреть на колесо, если колесо стало ровным, то все было сделано верно, если же восьмерка увеличилась, то необходимо привести все в исходное положение и разобраться по новой что сделано не правильно. Если восьмерка стала меньше, то можно продолжать подтягивать и ослаблять спицы в таком же духе, вы все делаете верно.

Успехов Вам, и поменьше поломок.


Одним из важных составляющих велосипеда является спицевое колесо, которое устанавливается практически на все модели этого двухколесного вида транспорта. Но если в процессе езды вы увидели, как оно опоясывает «восьмерку», то не стоит расстраиваться. С такой проблемой сталкивается каждый велосипедист.

Как выправить «восьмерку» на колесе велосипеда в такой ситуации? Эту неполадку можно исправить самостоятельно без значительных затрат денег. При этом небольшое искривление не представит серьезных проблем при езде . Только значительный дефект сделает поездку опасной и его нужно сразу устранить, чтобы не травмироваться и в будущем не проводить более сложный.

Ремонт «восьмерки» колеса велосипеда – это часто встречающаяся проблема, требующая оперативного вмешательства. Дело в том, что переднее и в вертикальном положении испытывают всевозможные нагрузки, даже когда человек только присаживается на седло. А поездка по трассе с выбоинами и ямами усугубляет это воздействие.

Человек без опыта не может грамотно распределить массу тела, не умеет правильно поворачивать, плавно тормозить и не спрыгивать. Все эти действия приводят к появлению дефектов из-за которых и появляется вопрос: «как убрать «восьмерку» на колесе велосипеда?»

Важно! Какой бы не была причина, при появлении этого дефекта его нужно срочно устранить!

Инструменты для ремонта

Устранение «восьмерки» на колесе потребует использования следующих инструментов:

Как выявить искривление?

Прежде чем приступить к работе и начать исправлять «восьмерку», нужно определить вид неисправности и его местонахождение. Алгоритм выполнения работы:

Устранение дефекта

Вот мы и подошли в ответу на вопрос: «как исправить «восьмерку» на колесе велосипеда?» Но перед тем, как приступить к работам по восстановлению, учтите, что существует несколько способов, с помощью которых происходит исправление «восьмерки» на велосипеде.

Силовое

Чтобы выровнять «восьмерку» таким методом, следует снять колесо с рамы.

Полезно знать! Снимать покрышку и камеру нет необходимости.

Возьмите колесо с двух краев так, чтобы сторона с дефектом была направлена на вас. Теперь к самой выпуклой части приставляем колено и надавливаем сильно от себя. Эта работа выполняется «на весу».

Также можно проделать все вышеописанные действия с колесом, когда оно лежит на полу. Для этого следует положить его дефектной стороной кверху и надавить на центральную часть искривления, параллельно с этим потянув стороны колеса на себя. В этой ситуации лучше воспользоваться помощью другого человека для жесткой фиксации обода на полу.


После исправления кривизны колесо помещается на раму и заново выполняется поиск неисправности при помощи вращения колеса. Такой способ устранения дефекта не очень эффективный, но он поможет в дороге , когда «восьмерка» на велосипеде образовалась внезапно при на наезде на крупное препятствие.

Регулировка спиц

Для начала проверьте общее натяжение спиц . Нередко «восьмерка» на колесе велосипеда появляется из-за того, что они разболтались: спицы, если провести по ним пальцами, «гуляют» как струны гитары. Тогда просто подтяните их по всему диаметру колеса на один оборот. Если с натяжением все хорошо, нужно будет найти дефектный участок с помощью мелка и приступить к исправлению выпуклости.


Начать выправление нужно с центральной спицы , которая располагается в зоне отметки. Она поворачивается в сторону, противоположную направлению выпуклости. В результате таких действий спицы, расположенные по бокам от нее, ослабляются.

На семь спиц

  1. Центральная затягивается на 1/2 оборота.
  2. Боковые от нее спицы ослабляются на 1/4 оборота.
  3. Следующие спицы затягиваются на 1/8 оборота.
  4. Крайние спицы ослабляются на 1/8 оборота.



Учтите, что только кропотливая и постепенная работа в несколько этапов поможет выполнить ремонт «восьмерки» на велосипеде и восстановить его для удобной и комфортной езды.

Стоимость работы в мастерской

Если вы решите обратиться в мастерскую, где специалист проведет работы по устранению дефекта вместо вас, необходимо знать, сколько стоит убрать «восьмерку» на колесе велосипеда. В среднем, цена таких работ составляет 400-600 рублей в зависимости от степени искривления.

При этом в сервисе не всегда сразу могут сказать, сколько стоит выпрямить «восьмерку» на колесе велосипеда, в отличие от ситуаций, когда они могут сразу подсказать, что делать, когда. А все потому, что поскольку разные ситуации отличаются сложностью работ. Окончательная цена будет известна только в конце диагностики проблемы.

Видео

Наглядно о том, как убрать «восьмерку» на колесе велосипеда расскажет видео.

Среди всех составных элементов велосипеда самым консервативным можно назвать спицевое колесо. Такой тип колес устанавливается на большинство байков и представлен простой конструкцией: центральная втулка, обод и спицы, которые соединяют обод с осью вращения. В процессе эксплуатации велосипеда колесо подвержено статическим, динамическим и , в результате чего нередко могут возникнуть изменения его формы.

Деформация типа «восьмерка» – что это

Искривления велосипедных колес связаны с нарушением конфигурации ободьев. Иными словами, колесо перестает быть круглым. Распространенным вариантом является так называемая восьмерка, когда наблюдается отклонение части (или нескольких частей) обода от плоскости вращения. При вращении эти области описывают траектории в виде восьмерок вокруг центральной оси вращения. При езде на велосипеде этот дефект выражается в биениях или виляниях на ходу.

Ездить с восьмерками можно, но вряд ли это доставит удовольствие. Кроме того, деформированные колеса менее стойки к нагрузкам, что повлечет за собой дальнейшее искривление и полную непригодность обода. Можно ли самостоятельно исправить восьмерку на колесе велосипеда? Да, и это совсем несложно. О том, как это делается, читайте далее в статье.

Определение искривлений на колесах

Итак, есть подозрение на возникновение деформации колеса, и осталось точно определить, в каком конкретном месте она образовалась. Переворачиваем велосипед вверх колесами и четко фиксируем его.

Первый метод определения – визуальный, позволяющий найти место расположения крупных и средних дефектов. Колеса необходимо сильно раскрутить, так как на малых скоростях восьмерки, даже самые грубые, проявляются плохо. Заднее колесо можно вообще крутануть педалями.
Искривленные участки уходят от плоскости вращения в сторону. На максимальном отклонении колеса надо быстро схватить в этом месте. Сделать это на высоких скоростях непросто, да и рука может соскользнуть, поэтому лучше прибегнуть к следующему способу.

Второй метод – контактный, заключается в отметке поврежденной области. В качестве индикатора можно взять маркер, а лучше обычный мелок. Крутим колесо и медленно подводим мелок к ободу. Первым делом он чиркнет по краю выпуклости восьмерки. После того, как «вершина» определена, колесо необходимо раскрутить еще сильнее и продолжить приближать мелок. Так определяется вся область искривления. Как только мелок «пробежит» по всему ободу, испытания можно считать законченными. Очаг восьмерки четко выделится жирной линией на фоне бледной полосы по всей окружности.

Так фиксируется искривление обода

Устранение дефектов велосипедного колеса

Когда область искривления колеса найдена, пора приступать к его выпрямлению. Сделать это своими руками под силу каждому владельцу двухколесного транспорта, тем более что подобные проблемы могут возникать с завидной регулярностью. Существует два способа самостоятельного устранения восьмерки:

  1. Силовое выпрямление, или «коленом», как говорят велосипедисты.
  2. Метод подтяжки и ослабления спиц колеса.

Силовое выпрямление

Чтобы убрать изгиб таким способом, потребуется снять колесо с рамы. Покрышку с камерой в этом случае снимать не нужно. Поворачиваем выпуклостью к себе и хватаемся за обод и шину с обеих сторон. При средних деформациях оптимальный захват колеса – положение «10» и «2», то есть по 60 градусов в обе стороны от очага восьмерки. Приставляем колено к самой выпуклой области и с силой давим от себя.

Какое положение колеса позволит лучше всего выровнять обод? Если сил в ноге достаточно, то давить можно и на весу. Альтернативный вариант – поставить колесо вертикально дефектным участком вверх. Здесь понадобится помощь напарника. Он должен крепко прижимать колесо к полу. После выправления колесо надевается на раму и снова проверяется методом вращения.

Назвать этот метод эффективным нельзя по нескольким причинам:

  1. Невозможно выгнуть мелкие изгибы.
  2. Обод может перегнуться в другую сторону.
  3. Неудобно.
  4. Низкая точность.
  5. Не каждый обод так просто может подвергаться простому силовому воздействию.

Относительно неплохо данный способ работает где-нибудь в дороге, когда восьмерка образовалась внезапно из-за наскока на крупное препятствие и ее необходимо срочно выправить, чтобы доехать до пункта назначения.

Регулировка колесных спиц

Переходим ко второму варианту устранения кривизны обода. Регулирование спиц заключается в их поочередном ослаблении и подтягивании. Для работы с ними нам понадобится специальный инструмент – . Это незатейливое приспособление представляет собой кругляш с квадратными отверстиями сбоку под разные размеры спиц. Купить ключ без проблем можно в любом веломагазине.

Внимание! Изменять натяжение спиц следует только спицевым ключом, и ни в коем случае не плоскогубцами или разводными гаечными ключами!

Чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда, понадобится терпение, особенно тем, кто делает это в первый раз. Шины необходимо полностью снять.

Сначала следует проверить натяжение всех спиц. Зачастую обод искривляется из-за их общего ослабления. Проверить это просто: когда спицы явно болтаются и «слушаются» пальцев как струны на гитаре, то необходима их подтяжка примерно на 1 оборот по всему колесу. Если такой проблемы не наблюдается, то ничего трогать не надо: так можно только усугубить восьмерку.

Отмечаем дефектную область и приступаем к «центральной» спице – той, которая расположена у выпуклости. Поворот спицы осуществляется в сторону, противоположную направлению выпуклости. Спицы по бокам от нее ослабляются. При восьмерке на три спицы схема выпрямления следующая:

  • Затяжка центральной на четверть оборота ключа.
  • Ослабление крайних спиц на восьмую часть оборота: сила ослабления вдвое меньше силы натяжения по центру.



Устранение маленькой восьмерки

При восьмерке на 7 спиц ремонт колеса делается так:

  • Натягивается центр на пол-оборота.
  • Ослабляются две спицы (вторая и третья) по бокам на ¼ оборота ключа.
  • На 1/8 затягиваются четвертая и пятая спицы.
  • Ослабляются шестая и седьмая (крайние) спицы на 1/8 оборота.



Выпрямление большой восьмерки

Чередование натяжения и растягивания проводится таким образом, чтобы крайние спицы на восьмерке были ослаблены. Для проверки результата колесо вешается на велосипед и тестируется на остаточную кривизну. Если восьмерка выгнулась в обратную сторону, следует убрать все натяжение и усилить момент затяжки на ослабляемых спицах и снова повторить процедуру, но уже с меньшими силами затягивания и ослабления.

Несмотря на то, что придется изрядно повозиться, можно добиться идеального результата – выпрямления колеса до ровного круга. И если в первый раз работа может затянуться слишком долго, то при последующем возникновении восьмерки ремонт пойдет куда быстрее. Теперь при появлении дефекта на колесе можно не откладывать байк в сторону, а быстро подрегулировать спицы самостоятельно и возобновить поездки.

Изгиб колеса - неприятная вещь

Если ваше колесо погнулось и вы не знаете как его исправить - вы попали куда следует. Я сталкивался уже с этой проблемой и скажу вам просто - ремонт возможен - все довольно просто. Более того скажу так, что проблема, с которой вы столкнулись, будет скорее всего возникать с завидной периодичностью, если вы любите свой велосипед и ездите на нем по нескольку раз в неделю. Поэтому стоит этому научиться раз, чтобы в дальнейшем самому убрать поломку всякий раз при ее возникновении.

Как определить, что с вашим колесом все в порядке. Просто поставьте велосипед вверх ногами на седло и на руль - колесами кверху. Раскрутите проблемное, как вы думаете, колесо (раскрутите в смысле вращайте его вокруг оси) и проверьте для начала «на глаз». Если с колесом все в порядке, то оно будет вертеться вокруг оси абсолютно равномерно. Если есть восьмерка, то ее должно быть видно невооруженным взглядом или чаще всего что-то вроде биений колеса в определенном месте. Надо посмотреть на колесо в профиль и в фаc, так как изгиб колеса может происходить в разных направлениях.

Типы изгибов, которые в принципе возможны:

Как могут образовываться дефекты и почему

Есть распространенное мнение, что колесо может менять свою форму если вы не аккуратно ездите, при езде по кочкам или во время неудачных прыжков. Все это так. То есть это все конечно же влияет на быстрый износ. Но колесо может ломаться не только поэтому. Когда велосипедист садится на велосипед - колеса уже поддаются нагрузке в вертикальном направлении. Дальше при торможении на скоростях колеса могут деформироваться, образовывая восьмерки. Во время маневрирования (на поворотах) в каком-либо направлении и резком торможении. В общем, что такое неаккуратная езда думаю можно не объяснять, вы и сами все прекрасно понимаете. Так что бережное отношение к велосипеду может оттянуть проблему, но со временем вы все равно к ней вернетесь. Даже если вы будете ездить очень аккуратно по хорошей дороге, такая уж специфика велосипеда.

Все конечно же зависит еще в большой степени от самого обода колеса, от его физических характеристик. Поэтому при покупке велосипеда на такие вещи надо обращать внимание продавца, задаваясь вопросом как долго могут прослужить колеса, как они реагируют на вышеописанные деформации. Так на дешевых велосипедах обода соответственно менее крепкие. И различные изгибы (яйцо и восьмерки) колес могут образовываться гораздо раньше, чем на более дорогих и качественных своих собратьях.

В общем как может возникать проблема я думаю вы уже поняли. Так что давайте перейдем непосредственно к тому как разрешить задачу и выровнять ваше колесо.

Какие инструменты нам могут понадобиться для устранения дефектов

Итак, чтобы исправить ваше колесо вам могут понадобиться:

  1. мелок или что-то что способно рисовать по ободу колеса (водный маркер)
  2. универсальные пластиковые монтажки для демонтажа вело-покрышек.

Ключ спицевой понадобиться нам. Сразу скажу что подтягивать сильно не прийдется. Будете понемного подтягивать спицы и проверять тут же результаты.

Общий алгоритм устранения проблем с деформированным колесом

Общий алгоритм такой - определяем в каком конкретно месте начинается восьмерка и в каком заканчивается (выделяем очаг поражения). Следующий шаг - находим центральную спицу в восьмерке и работаем с ней. Если у нас восьмерка заваливается в левую сторону - выбираем спицу на противоположной стороне и подтягиваем ее на расстояние меньше одного оборота спицевого ключа. Затем берем две соседние спицы - это будут спицы уже на противоположной стороне от предыдущей спицы - ослабляем их на количество оборотов чуть меньше (например в 2 раза меньше) чем подтягивали предыдущую спицу. И так далее до полного выпрямления. То есть следующие две спицы (они будут размещаться уже на противоположной стороне) мы уже подтягиваем еще слабее чем самую первую спицу. По мере отдаления от центральной спицы (очага поражения) количество оборотов соответственно также будет уменьшаться постепенно.

Если восьмерка небольшая на три спицы.

Итак, еще раз как исправить восьмерку на велосипеде? Чтобы исправить колесо мы выбираем участок, где есть восьмерка, и на длине всего этого участка ослабляем и подтягиваем спицы идущие друг за другом. С одной стороны колеса спицы ослабляем, с другой - подтягиваем. Когда со всем спицами выполнили требуемые операции снова вращаем колесо и смотрим правильность движения колеса вокруг оси. Если стало хуже возвращаем спицы на прошлое место и делаем подтяжку-ослабление меньше. Таким образом закос в одну сторону приводящий к восьмерке будет постепенно выравниваться. Чтобы идеально выровнять восьмерку придется терпеливо и кропотливо выполнять все вышеизложенные действия не спеша (т.е. подкручиваем по немного).

Восьмерка побольше - лечиться также как и малая.

Колесо сплющено яйцом, алгоритм выпрямления чуть другой. Только подтягиваем нужную сторону.


Дефект яйцо на колесе возникает чаще всего вследствие неудачных приземлений . Оно сплющивается строго по вертикали. Довольно часто встречается на колесе яйцо в сочетании с восьмеркой. Так что исправив одно не забываем исправить другое. В отличие от восьмерки дефект типа яйцо лечится с помощью подтягивания спиц с обоих сторон. Также выявляем очаг поражения и постепенно, как показано на картинке выше надо вырямить яйцо подтягиванием спиц. Ниже будет еще сказано, но необходимо следить чтобы все спицы не были перетянуты или наоборот слишком ослаблены.

Как выпрямить колесо на деле и как определить точно где проходит восьмерка колеса велосипеда

Как же определить где именно проходит восьмерка. Мастера, которые набили руку в этом деле могут устранить проблему без подручных средств (мелка и прочего). Вам же прийдется править колесо сначала с использованием мелка. Раскручиваем (вращаем) колесо и постепенно подносим мелок к ободу крутящегося в оси колеса. В тех местах, где есть восьмерка мелок будет касаться обода и черкать на нем засечки. Так вы определите для себя восьмерку.

Еще один отличный вариант как выправить восьмерку на колесе велосипеда я подсмотрел в одном видео. Берем ушные палочки . По обеим сторонам колеса у нас находяться перья передней вилки. К этим перьям цепляем на скотч ушные палочки с двух сторон и точно также как с мелком вращая колесо, постепенно подносим ушные палочки к ободу колеса и места, в которых они начнут явно касаться обода - отмечаем мелком. Довольно удобный вариант, так как держать на весу мелок бывает довольно проблематично. Если у вас колесо сплющено по типу яйцо, то есть потеряло свою идеально круглую форму, делаем все тоже самое, что и для восьмерки, лишь только мелок уже подносим с внешней стороны обода - там где дожна находиться покрышка с камерой.

Как видите из вышеописанного устранение восьмерки на велосипеде не очень сложный процесс , и что самое приятное - доступный каждому. Единственное что хочется еще добавить, когда проделали всю работу по выравниванию восьмерки на велосипеде, обязательно проверьте все остальные спицы. Чего не должно быть? Спицы не должны болтаться на своих местах или быть сильно перетянуты. Свободно болтающиеся спицы могут переломиться, поэтому аккуратно подтягиваем их и снова повторяем регулировку колеса. Если спицы сильно затянуты - они могут проткнуть нипель или обод колеса. Умельцы советуют если вы произвели настройку колеса и вас все устраивает, но некоторые спицы выпирают из обода колеса можно их подточить напильником , чтобы не проткнуть камеру.

Как итог хочется сказать, что лучше один раз научиться делать все это самому - чем каждый раз ездить в мастерскую. Лично мне мастерские запомнились горе-мастерами, которые не успевают обслужить всех поэтому делают все на скорую руку. А вы являетесь хозяином велосипеда и можете все сделать неспеша, неторопливо, граммотно и аккуратно. Так что вперед покупать спицевые ключи и исправлять свои велоколеса!

Смотрите еще про исправление восьмерки на велосипеде в видео ниже, чтобы все окончательно уложилось в голове ясной картиной.