Собор святой варвары. Храм святой варвары в кутной горе Собор варвары

Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены).

Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году.

Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор , мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера.

В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.

Большие утраты произошли после революции. В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.

В 1960-х годах параллельно со строительством в Зарядье здания гостиницы «Россия» были отреставрированы исторические памятники Варварки, в том числе и церковь святой Варвары, воссозданы ее глава и утраченная часть колокольни. Внутри расположился Совет Московского областного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.

В 1991 году храм был передан общине верующих, вскоре возобновлены богослужения на втором этаже. В 1993 году улица снова стала называться Варваркой. В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Проект реставрации 2014-2015 годов предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам. В ходе работ отреставрирована штукатурная поверхность фасадов и сохранившиеся элементы лепного декора фасадов – капители и пилястры коринфского ордера, ионические пилястры, розетки, цветы, полубалясины и карнизы. Утраченные декоративные элементы воссозданы по аналогам. Колористическое решение фасадов разработано на основании архивных и химико-технологических исследований – фасады выкрашены в насыщенный теплый розовый цвет, а лепной декор имеет табачный оттенок, поверх которого выполнены бликовка и золочение сусальным золотом на лак.

На основании архивных данных и натурных исследований на северном портике был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы и установлены на сохранившиеся подставы входные металлические двери и белокаменная лестница. Современные металлические решетки заменили на выполненные по образцу сохранившейся в оконном проеме южного фасада решетки XVIII века. На основании архивных фотографий 1882 и 1931 годов были воссозданы завершение колокольни и кресты.

В 2016 году храм стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Собор Святой Варвары расположен в Чехии, в городе Кутна Гора, и является вторым по величине готическим храмом Чехии. Строительство его было начато в 1388 году, в период процветания города Кутна Гора, возникшего рядом с богатыми месторождениями серебряной руды. Еще с начала XIV века город "серебряных рудников" вёл борьбу с самой Прагой за право называться главным городом Чехии. По инициативе богатых семейств Кутна Горы и было начато строительство Собора Святой Варвары, который должен был составить достойную конкуренцию пражскому Собору Святого Вита. Автором первоначального проекта был архитектор Петра Парлер. Первый этап строительства был окончен в 1392 году возведением часовни. Наиболее старая часть храма построена в стиле французских кафедральных соборов. В период гуситских войн строительные работы были прерваны. В 1482 году возведение храма возобновилось, но строительство продвигалось медленными темпами. С 1489 года по 1506 год работами руководил Матей Рейсек, при котором были построены хор, трифорий, базиликальные окна и крещатые своды. В 1512 году к строительству был привлечён архитектор Бенедикт Рейт, который заменил пятинефную конструкцию храма на трехнефную и над основным нефом возвёл ещё два боковых, что создало эффект "церкви над церковью". В 1558 году, из-за отсутствия финансирования, строительство Собора снова прекратилось. В XVII веке недостроенный храм был передан ордену Иезуитов, рядом с Собором был построен колледж, а экстерьер и интерьеры перестроены в стиле барокко. После распада ордена Собору вернули неоготический стиль, его строительство, растянувшееся на 5 столетий, было завершено в 1905 году. Длина Собора Святой Варвары 70 метров, ширина - 40 метров, высота свода - 30 метров. Стены храма покрывают старинные фрески: в Гашплирской часовне изображены сцены добычи серебряной руды, в Безменной капелле - этапы средневековой технологии чеканки монет, в Смишковской часовне - библейские сцены "Царица Савская приходит к царю Соломону", "Суд Траяна" и "Распятие". На витражах запечатлены исторические вехи города Кутна Гора и Чешского королевства. Особое внимание в убранстве Собора заслуживают санктуарий 1510 года, изготовленный в мастерской Матиаша Рейсека, и позднеготические хоровые скамьи 1480-1490 годов, украшенные резьбой мастера Якуба Нимбурского. Собор Святой Варвары является одной из самых знаменитых достопримечательностей Чехии, в 1995 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Святой Варвары
Chrám Svaté Barbory
Адрес: Barborská ul., 284 01 Kutná Hora, Česká Republika
Тел: +420 327 515 796
E-mail: [email protected]
Web: khfarnost.cz/wordpress/?page_id=15
Как добраться : GPS координаты - Ш: 49° 56" 42""/Д: 15° 15" 49""
Международный аэропорт Рузине, Прага - 92,5 км
Железнодорожный вокзал Кутна Гора - 1,5 км
Автостанция Кутна Гора - 750 м
Период действия : постоянно
Режим работы : Апрель - октябрь:
Понедельник - воскресенье с 09:00 до 18:00
Ноябрь - декабрь:
Понедельник - пятница с 10:00 до 17:00
Суббота - воскресенье с 10:00 до 18:00
Январь - февраль:
Понедельник - воскресенье с 10:00 до 16:00
Март:
Понедельник - воскресенье с 10:00 до 17:00
Собор закрыт 24 декабря
Стоимость : 85 CZK / 1 чел.
Взрослые - 85 CZK
Граждане в возрасте от 15 до 26 лет, старше 65 лет - 65 CZK
Дети в возрасте от 6 до 15 лет - 40 CZK
Дети в возрасте до 6 лет - вход бесплатный

Римско-католический собор Святой Варвары (chrám svaté Barbory).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj).
район Кутна Гора (Okres Kutná Hora). Кутна Гора, (Kutná Hora — Poděbrady), улица Barborská 284 01.

Столетиями продолжалась борьба кутнагорских предпринимателей в области добычи серебряных руд с находящимся рядом Седлецким монастырем ордена цистерцианцев за собственное духовное самоуправление. Для города был необходим собственный храм. Каждодневная опасность, которой подвергались шахтеры, сильно действовала на психику и создавала особое отношение к жизни и смерти, поэтому в быту буйные забавы кутнагорских горняков сочетались с глубочайшей верой в бога.
Историки не пришли к единому мнению насчет точной даты начала строительства собора, но существует мнение, что это произошло в 1388 году. Храм строился большей частью на средства шахтеров и поэтому был посвящен их покровительнице святой Варваре Илиопольской – покровительнице легкой смерти. В 1403 году папской буллой было подтверждено согласие на строительство в Кутна Горе храма Святой Варвары.

Святая Варвара Илиопольская - христианская великомученица. Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.

С идеей строительства cобора связана чешская легенда. Она гласит: однажды в шахте завалило 3-х рудокопов, они начали молиться. Один просил: „хотя бы на свет белый посмотреть в последний раз” , второй умолял: „хоть бы еще один день пожить, чтобы с семьей попрощаться” , третий просил: „Боже, дай мне еще год жизни, чтобы сделать что-нибудь хорошее” . Святая Варвара явилась молившимся и вывела их из шахты. Один увидел свет и сразу же умер, другой попрощался с родственниками, и, прожив день, умер. Третий начал строить храм, который позднее назвали в честь Святой Варвары. Собор понравился великомученице, и она разрешила шахтеру не год прожить, а столько лет, сколько он пожелает.

В 1388 году автором первоначального проекта собора выступил Ян Парлерж (Jan Parléř) , отец которого, немецко-чешский архитектор Петер Парлерж, участвовал в разработке проекта собора святого Витта в Праге.
Наиболее старая часть храма построена в стиле французских кафедральных соборов, но сам храм имеет расширенные наружные нефы, хотя первоначально проектировался как пятинефный. Вначале строительство велось быстро. Храм был построен из песчаника, который добывали в близлежащих карьерах. Уже через 4 года после начала строительства были освящены 15 алтарей, и к каждому из них был приставлен особый священник. Строительство храма было полностью остановлено во время гуситских войн (30.07.1419 года – 30.05.1434 года), когда здание было построено на половину.

К 1482 году возведение храма святой Варвары возобновилось по оригинальным планам Парлержа но под руководством местного камнереза Гануша. Мастер закончил поперечные сводчатые проходы, кольцо часовен вокруг пресвитерии и оба крыла запланированного поперечного нефа. Настоящий прорыв в возведении храма связан с именем пражского мастера Матвея Рейсека (Matěj Rejsek) . Он приехал на строительство в 1489 году. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. Матвей Рейсек умер в Кутна Горе в 1506 году, но работы по его проектам велись еще шесть лет.

В 1512 году из Праги в Кутна Гору прибыл архитектор Бенедикт Рейт (упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt) . Спроектировав свод храма, завершив строительство трифория, а также украсив храм многочисленными камнетесными деталями, Бенедикт Рейт осуществил при строительстве храма достаточно радикальные изменения, изменив пятинефную конструкцию храма на трехнефную, а также закрыв свод кольцеобразными ребрами, которые создают впечатление, как будто на потолке распустились многочисленные цветы. Этот эффект придает потолку объемность и необычность, делая храм очень непохожим на другие подобные сооружения. По проекту Рейта собор строился и после его смерти в 1534 году, но из-за истощения местных рудников, работы шли медленно. Средний тройной потолок храма был завершен только в 1547 году. До этого момента дождь и снег свободно проникали внутрь. В 1558 году после затопления самого богатого оселского рудного пояса, городские власти решили окончательно свернуть работы. Недостроенный собор был закрыт временной стеной.

В 1626 году собор был передан в управление иезуитов. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. После упразднения Иезуитского ордена на территории Чехии, собор перешел в руки Национального Религиозного Фонда. Более трехсот лет собор оставался незавершенным и начал приходить в упадок.
В 1884-ом году город по инициативе местного археологического общества „Воцел” принимается за дальнейшее строительство. Работы были проведены известными чешскими архитекторами Лаблером и Мокером. Они восстановили оригинальную крышу, расширили церковь одной областью нефа, заменили временную западную стену новым неоготическим фасадом и провели реконструкцию интерьера. Собор украсил новый орган мастерской Яна Тучека, изготовленный по готическим планам. Были изготовлены главный алтарь и неоготические витражи работы Франтишека Урбана, изображающие сцены из истории города и чешского королевства.

Строительство собора было завершено в 1905 году.
С 90-х годов 20 века – начинается постепенная, поэтапная реставрация собора Святой Варвары.

Собор Святой Варвары в Кутна Горе является вторым по значимости и величине готическим храмом Чехии, после собора святого Витта в Праге. Его высота – 33 метра.

С 1995 года собор Святой Варвары является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 года собор был внесен в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.



собор Святой Варвары вид со стороны главного фасада
собор Святой Варвары алтарная часть собора алтарная часть собора
вид на собор с улицы Barborská пинакль главный вход собора


собор Святой Варвары (Кутна Гора)


величественная красота водостоки собора св. Варвары
элементы интерьера собора кафедра собора алтарь в боковом нефе собора
боковой алтарь собора боковой алтарь собора боковой алтарь собора
алтарь балкон собора распятие
потолок Центрального нефа гербы на потолке собора орган
выставочная галерея скульптура галереи балкона скульптура рудокопа

1.
Строительство собора было начато около 1388 года. Автором первого проекта был очевидно Ян Парлерж, сын знаменитого Петра Парлержа (автора Карлова моста). Здание проектировалось в виде кафедрального собора с галереей вокруг пресвитерия. Первоначально предполагалось воздвигнуть трехнефный собор, однако в скором времени он превратился в пятинефную постройку. В 1420 г. Гуситские войны прервали строительные работы.
Только 60 лет спустя на строительство приглашают нового знаменитого мастера – Матиаша Рейсека (автор Пороховых ворот в Праге). В 1499 году он возводит сетчатый свод над пресвитерием (соответствует алтарю в православных храмах. Туда имеют право входить только священники). Высота этого пространства – 33 метра. С 1512 по 1532 год над строительством работает Бенедикт Рейт из Пистова (автор Владиславского зала в Пражском граде). Он создает над нижним пятинефным пространством самостоятельное пространство – трехнефное, не имеющее себе равных. По проекту Бенедикта Рейта был возведен свод над главным нефом. Высота этого пространства – 30 метров. Длина собора – 70 метров, а ширина – 40 метров. В 1558 году строительство было завершено сооружением с западной стороны (орган) временной стены.
Главный портал собора возник только в 1884-1905 годах, когда проводилась его генеральная реконструкция.


2.
Сетчатый потолок над пресвитерием и снова любовь чехов к гербам.


3.
К концу 19-началу 20-го века относится нынешний новоготический главный алтарь. Св. Варвара ‎‎(покровительница шахтеров), которой посвящен собор, изображена на его правом крыле. Это ‎женщина с книгой и башней.‎


4.
Когда в 17-18 веках готическая Кутна Гора становится городом в стиле барокко, этот стиль проникает и ‎в собор Святой Варвары. Подтверждением тому прекрасный шкаф органа первой половины 18 века. ‎Его механизм новый, состоит из 4000 труб, трех клавиатур и 45 регистров.‎


5.
В следующих трех капеллах находятся алтари в стиле барокко, созданые в 1680-1710 гг. На первом алтаре скульптура готической мадонны 1380 г. Это самый древний экспонат во всем соборе. Мадонна оригинальная, однако раскраска представляет собой более позднее дополнение в стиле барокко около 1700 г.


6.
Витражи – это не мозаика, а живопись на стекле. Самое древнее около 1898 г, а самое молодое 1923 г. Автор эскизов – художник исторических картин Франтишек Урбан.


7.


8.


9.


10.


11.
В этих капеллах сохранилась позднеготическая живопись конца 15 века.


12.


13.


14.
На фреске царица Савская перед Соломном.


15.


16.
Святой Криштов, шагающий по воде с Иисусом на руках.


17.


18.
Шахтерская капелла.


19.
Здесь под окном изображены сцены из жизни простых шахтеров.


20.


21.


22.


23.


24.


25.
Скульптура шахтера выполнена в 1700 г. Шахтер изображен в костюме. В одной руке он держит горелку, а в другой рабочий инструмент. Кожаный фартук вокруг боков защищал его во время работы и использовался также для съезда в шахты по спускам. Кутногорские шахтеры работали 6 дней в неделю по 10-14 часов в день. Интересно, что в начале 16 века они работали даже на глубине 500 м., в то время это были самые глубокие разработки в мире.


26.
Каменная кафедра была выполнена в 1560 г. каменотесом Леопольдом. В 1665 г. она была украшена деревянной обшивкой и крышей.


27.


28.
Снизу главного нефа открывается вид на ребристый свод выполненный в 1540-1547 гг. В полях свода изображены гербы цехов и горожан.
На самом деле впечатления невероятные когда стоишь посреди вот этой необъятной многовековой громадины.

29.


30.


31.
В углах верхнего костела находятся большие деревянные скульптуры христианских добродетелей 1-й половины 17 века – справедливости, умеренности, осторожности и отваги. Есть подозрение, что на фото справедливость. Любопытно, как у них осторожность и отвага то уживались в качестве добродетелей?

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.